Из рода летнабов

Осенние дожди снизили пожарную опасность на Алтае. Но сухая подстилка в лесах высокогорья может вспыхнуть как порох от оставленного кем-то костра или молнии. Авиапатрулирование охраняемой территории продолжается, в АУ РА "Авиалесоохрана" в полной готовности находятся вертолеты и группы десантников-пожарных.

- После МИ-8 небольшой вертолет R-44 - "Робинсон" кажется игрушечной машиной с "коромыслом" из двух несущих лопастей, напоминающих летающее сооружение из фильма "Кин-дза-дза".

Легко отрываемся от земли и птицей летим, набирая высоту, в сторону горного хребта. Хороший вертолет сделали американцы! Удобный для авиапатрулирования, маневренный и экономичный, хотя 180 литров авиационного бензина в баке стоят все же немало денег.

Маршрут полета определен, летчик-наблюдатель Евгений Юдаков рукой показывает командиру Василию Царькову место, где надо перелететь хребет. Горы, еще недавно с красными пятнами от листьев карликовой березки, стали буровато-желтыми, лиственницы, словно горящие свечи на скалах. В сотне километрах отсюда, в Улаганском лесничестве, локализованный пожар, там десантники Онгудайского авиаотделения заняты окарауливанием. Прежде чем снимать людей на "Восьмерке", надо внимательно осмотреть кромку очага с воздуха в завершение патрульного полета.

-"Борт" - "Площадка", как слышите, прием, - говорит по рации Юдаков.

- Слышим хорошо, мы на кромке юго-восточной, посмотрите сверху северную кромку очага, - говорит инструктор ДПГ Юрий Бровкин.

Облет пожара, в кедрово-лиственничном лесу кое-где заметны очаги слабого дыма. Чуть тлеющие корни деревьев, валежник в толстом слое лесной подстилки могут при солнце и ветре возобновить пожар.

Поставлена задача инструктору, завтра на кромку пожара на вершину горы будет доставлена вертолетом МИ-8 МТВ подвесная емкость П1-00 с водой.

Позади долины Урсула, Катуни, Чуи, Башкауса, Улагана, вот и Улусук - памятное место, где когда-то мы с десантниками из Онгудая, Горно-Алтайска и Тюмени бежали от огненного вала верхового лесного пожара, и где нас спасал летнаб Юдаков.

… Резко сменивший направление ветер перебросил огонь через линию отжига по ручью на противоположный склон горы. Подгоняемый ветром верховой пожар со зловещим гулом пошел вверх и в стороны с огромной скоростью, пожирая тайгу.

-Быстрее! Быстрее! - кричал на бегу инструктор, уводя нас по ручью от огня. За спиной вырастала огромная, как от вулкана, "гора" белого дыма с огненными языками пламени внизу. И вдруг в небе, где-то за дымом послышался рокот вертолета. МИ-8 заходил на посадку ниже нас. Юдаков!? Неужели!? Как он увидел все это, как смог прийти на помощь, откуда?! Лопасти вращались, вертолет завис над карликовой березкой, минута на посадку, и пожар остался внизу. После облета высадка на новый рубеж для встречного отжига, которым и удалось локализовать лесной пожар…

Оказаться в нужном месте и в нужное время - интуиция или опыт? Скорее всего, то и другое. Ведь профессию летчика-наблюдателя Евгений начал постигать "с пеленок". Еще в школу не ходил, азбуку не изучал, а уже летал с отцом, летчиком-наблюдателем Западно-Сибирской базы авиационной охраны лесов на пожары. Видел, как спускаются десантники с вертолета на "сковородках" - были такие устройства (барабан с лентой, которая при торможении пахла горелым), имел уже десятки часов "налета" на самолете ЯК-12, вертолетах МИ-1, МИ-4, знал, как надо тушить лесные пожары.

- Мой отец, - вспоминает Евгений, - работал в Алтайском крае, на Северном отделении Западно-Сибирской авиабазы, в Казахстане. База охраняла тогда огромную территорию Сибири и Казахстана. И мы с семьей кочевали по авиаотделениям. О другой профессии никогда и не мыслил: только Авиалесоохрана. Моего старшего брата Юрия отец первым привел к начальнику авиабазы Григорьеву: "Вот моя смена". А через два года меня привел к Анатолию Александровичу и сказал те же слова. Начальник базы принял меня десантником-пожарным в Горно-Алтайское авиаотделение, с 1984 года я работаю летчиком-наблюдателем.

Юдаковы - живая история Авиалесоохраны, их общий стаж в авиационной охране лесов семь десятков лет, из них тридцать - Евгения. В Горном Алтае он знает все леса, все горы, хребты, ручьи. Закроет глаза - и мысленно видит места возможных посадочных площадок для вертолетов. Но каждую высадку десантников на пожары он проводит с максимальным вниманием и осторожностью.

Работники авиационной охраны лесов - люди государственного мышления, они охраняют леса России. Для Юдакова фронт борьбы с лесными пожарами простирается от Камчатки до Подмосковья. Его, как опытного специалиста направляют в самые горячие регионы страны.

Лето 2010 года. Горят леса в Подмосковье, у Нижнего Новгорода, Сарова. Летнаб Юдаков летает на ИЛ-76, участвует в организации тушения пожаров, корректирует, куда надо в первую очередь делать сливы с ВСУ. Видя с высоты полета горящую кромку, простирающуюся до самого горизонта, анализирует промахи в руководстве тушением пожаров на больших площадях. Не все знали даже о встречном отжиге, готовы были считать его "поджогом", когда только отжиг, встречный пал мог остановить верховой пожар. Он знает по опыту, что эффективность применения ВСУ достигается тогда, когда на земле находятся специалисты, они поддерживают связь с вертолетом и указывают места для сливов. Не всегда сверху все можно увидеть при высокой полноте древостоя, из-за рельефа местности.

В лето 2011 года Е.Юдаков тушил лесные пожары в Красноярском крае. О них напоминают снимки в мобильном телефоне, где есть необычные кадры - на МИ-8 он вывозит из тайги вертолет МИ-2, потерпевшего аварию.

-Это было на авиаотделении Осиновый мыс в Богучанском районе, - рассказывает Евгений. - Сначала мы летчиков вывезли в больницу, потом полетели за вертолетом. Лопасти у него отвалились сами, когда МИ-2 при взлете зацепил хвостом за пень и завалился на бок. Балку отстегнули и на внешней подвеске вывезли вертолет.

В Благодарственном письме директора Красноярского лесопожарного центра Д.Селина, врученном летчику-наблюдателю Е.Юдакову, сказано: "…Ваше профессиональное мастерство и ответственность, добросовестное отношение к делу заслуживают огромного уважения. Жители края высоко ценят Ваш значимый вклад в работу по ликвидации очагов пожаров. Вы на деле показали, как много могут сделать люди, неравнодушные к чужой беде и готовые без промедления прийти на помощь".

Быть там, где опаснее, труднее - его постоянный принцип. Однажды, когда в июне леса Горного Алтая сильно горели, Е. Юдаков за месяц провел 28 дней в полетах на МИ-8, вылетая порой из Онгудая на пожары по два-три раза в день. Охраняемая авиаотделением территория почти вся авиазона в самых высокогорных районах Республики Алтай - Улаганском, Кош-Агачском, Усть-Коксинском, Усть-Канском и Онгудайском, где борьба с пожарами очень затруднена.

Какое главное правило у летчика-наблюдателя?

- Самое главное, - говорит Евгений, - надо любить свою профессию. Внимательность нужна, наша работа связана с риском. Территорию надо знать очень хорошо. Уверенность в себе я почувствовал через три года работы. Но и сейчас, иногда утром или ночью появляется беспокойство: правильно ли высажены десантники, оптимально ли выбрана площадка? Всегда с благодарностью вспоминаю моих наставников в летной работе Григорьева Анатолия Александровича и Шебентова Дмитрия Прокопьевича, который еще моему отцу передавал опыт летчика-наблюдателя в Западно-Сибирской авиабазе, а в Горном Алтае - Мальцева Владимира Сергеевича, в прошлом командира авиазвена, а потом начальника Алтайской авиабазы.

Безаварийный налет на самолетах и вертолетах у Е.Юдакова более шести тысяч часов. Были ли случаи, когда работники парашютно-десантной пожарной службы или экипажи воздушных судов оказывались на грани риска, перед угрозой жизни?

- В Улусуке на пожаре ситуация была близка к критической, но не критической - вспоминает летчик-наблюдатель. - Однажды в урочище Сайгар, это между Айгулаком и Кадрином, десантников обошел верховой пожар, приближался к ним снизу. Но мы взлетели, эвакуировали людей, потом имущество, а через два часа площадка сгорела. Доля риска всегда есть, но риск должен быть оправданный.

Группа десантников-пожарных его авиаотделения однажды спасла маральник во время верхового пожара на Семинском перевале. Там во время облета на Ми-8 Евгений Юдаков вместе с летнабом Юрием Долиным предотвратили возможную гибель людей. Работники пожарной службы выставили машины в ряд и поливали из брансбойтов кроны кедров перед собой, не видя приближающийся к ним снизу огненный вал верхового пожара. Высота пламени была метров тридцать, летчики-наблюдатели дали указание немедленно переехать на машинах в другое место.

Десантники-пожарные в Онгудайском авиаотделении все профессионалы высокого класса, владеют смежными профессиями, коллектив отличается постоянством и спаянностью. Умеют не только водить машину, обращаться с рацией, мотопомпой, воздуходувкой, но могут и электролинию провести на отделение, сделать все грамотно, что даже специалисты-электрики удивятся. Здесь маленькая уютная гостиница для экипажей воздушных судов, баня, пункт заправки, которым пользуются даже военные летчики, прилетающие в Горный Алтай для тренировочных полетов в горах. А где в горах садиться вертолетам - показывает площадки летнаб Юдаков.

Возвращаемся с патрульного полета вдоль реки Кадрин. Признаков пожаров не обнаружено, небо над тайгой чистое. На авиаотделении пока один "Робинсон" для авиапатрулирования. А случись возгорание в лесах, в Онгудай сразу же прилетит МИ-8 лесной авиации АУ РА "Авиалесоохрана".

Летчик-наблюдатель всегда готов к вылету. По привычке займет место бортмеханика в вертолете и при подлете к пожару пригласит инструктора десантно-пожарной группы. Вместе осмотрят всю кромку очага, определят место высадки десантников, план тушения. Профессионалы понимают друг друга с полуслова, порой хватает одного жеста, когда рокот вертолета при снижении усиливается. Вот уже десантники на земле, прижимаются к выгруженному грузу, чтобы его не разметало воздушным вихрем от лопастей. Взмах руки на удачу - Евгений Юдаков знает, что поставленную им задачу по ликвидации очага десантная группа выполнит.

Валентин Варванец
Республика Алтай.


Фото автора.

(Опубликовано в газете "Российские лесные вести")

укладка ламината ценацель т цена харьковпневмоинструмент в краснодаре